Этапы приватизации

Приватизация

Разгосударствление и приватизация собственности

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Оглавление:

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Приватизация собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. №«О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. №) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:
  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Социально-экономические последствия приватизации в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Многие авторы по-разному определяют понятие «приватизация». Приватизация в классическом словарном понимании — это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер. Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

Приватизация — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои права собственности, должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и рыночную экономику.

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с монополиями на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение платежеспособности и инвестиций населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

В федеральный бюджет поступило в 1992 г. 0,04 млрд р. Предоставление отсрочки платежа и рассрочки до трех лет, широко используемое в тот период, и значительные темпы инфляции (около 1300 % в 1992 г.) дает основание считать, что средства от приватизации в формировании доходов бюджетов составили несущественную долю.

Характерной особенностью разгосударствления в России является массовый характер и продажа государственной собственности по минимальным ценам.

В структуре российской собственности в качественном плане является весьма специфическим преобладание акционерной формы собственности, причем преимущественно в форме открытых акционерных обществ; аккумулирование на ранних этапах приватизации основной части капитала в руках «инсайдеров» — работников и менеджеров приватизированных предприятий; обесценивание приватизируемой собственности, продажа ее лицам, происхождение капитала которых не было связано с развитием реального производства. Следует отметить, что такая структура собственности не являлась продуктом эволюции, она не была обеспечена соответствующей ей институциональной средой: отсутствовали как экономические институты, так и законодательные основы защиты и реализации прав собственности, особенно владельцев незначительных пакетов — миноритарных акционеров.

Если принимать во внимание опыт иностранных государств, в том числе и Восточной Европы, то для России следует применять следующую модель:

  • Акции может купить практически любой человек данной страны.
  • Приватизация должна проводиться гласно и удовлетворять экономические потребности всех групп населения.
  • Государство от продажи должно получить реальные денежные средства, которые пойдут на развитее экономики.
  • Соблюдение и контроль законов.
  • Системное повышение конкурентоспособности предприятий.

На практике эти идеи не были учтены, главным была скорейшая приватизация. В результате отсутствия профессионализма и неприменения опыта других стран произошло резкое снижение валового внутреннего продукта, продолжавшееся в течение ряда лет, резко перестроилась сама структура экономики и производства, а также увеличилось социальное неравенство. Социальное неравенство выражалось разрывом минимальной и максимальной заработной платы, способом получения денег и получением на данные средства необходимых благ.

В настоящие время нельзя изменить итоги приватизации, поэтому главным для предприятий, отраслей и экономики становится постприватизационное их развитие. Данное обстоятельство позволит решить ряд проблем, связанных с кризисными явлениями, нестабильным функционированием, выявлением слабых и сильных сторон, особенностей реструктуризации, необходимостью обновления и реинжиниринга.

ВВП России во время проведения приватизации резко уменьшился. Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции, которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников, что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой. Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному» коэффициенту, который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г. от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения не было капитала для приобретения акций по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев. Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

Источник: http://www.grandars.ru/student/nac-ekonomika/privatizaciya.html

Приватизация. Этапы и последствия приватизации в России

Огосударствление. В первые годы советской власти в соответствии с теоретическими установками государственного социализма было осуществлено огосударствление экономики.

Концепция государственного социализма основывалась на осуществлении следующих положений:

— обобществление государством всех средств производства;

— привлечение всех трудоспособных граждан к работе по найму государства;

— установление со стороны общества и государства строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления каждого гражданина.

При реализации этих установок были национализированы: крупная промышленность, банки, железные дороги, учреждения науки, образования, медицины, культуры и т. д. Практика показала, что отдельные положения государственного социализма не дали ожидаемых результатов. Больше того, в период «военного коммунизма» расширилась бесхозяйственность, «продовольственная разверстка» привела к массовому недовольству крестьянства. В результате В. И. Ленин пересмотрел теоретические установки государственного социализма и пришел к выводу: «Теоретически не обязательно принимать, что государственная монополия есть наилучшее с точки зрения социализма».

С марта 1921 г. взамен «военного коммунизма» была введена новая экономическая политика (НЭП). НЭП позволил за короткий период преодолеть разруху и добиться высоких хозяйственных результатов. По сравнению с уровнем 1913 г. (принятого за 100 %) продукция промышленности, составляющая в 1921 г. 14 %, в 1926 г. достигла 96 %; продукция сельского хозяйства – 188 %. Но с начала 1930-х гг. НЭП был приостановлен и в СССР утвердились командно-административные методы управления. Необходимо отметить, что разгосударствление и приватизация отнюдь не тождественны.

В этот период характерной особенностью явилось развитие многоукладной экономики:

— оживление мелких товаропроизводителей и частнокапиталистического предпринимательства;

— привлечение иностранного капитала для ускорения развития производства;

— создание свободного рынка с устойчивым денежным обращением;

— перевод государственных предприятий на хозрасчет с самоокупаемостью и самофинансированием;

— проведение реконструкции всего народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО.

Разгосударствление – это переход от государственно-директивных форм управления экономикой к ее регулированию преимущественно с помощью рыночных механизмов. Разгосударствление включает изменение структуры собственности за счет расширения частной и сокращения общественной; переход от директивных методов регулирования хозяйственной деятельности к экономическим; замену обязательных государственных заданий системой государственных закупок; отмену централизованного распределения ресурсов; ликвидацию государственной монополии во внешнеэкономической деятельности.

Приватизация – это одна из форм разгосударствления, т. е. передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную, коллективную и акционерную собственность.

Приватизацию в России предполагалось осуществлять разными способами:

— выкупом арендного имущества арендным предприятием;

— продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

— продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и частным лицам.

Первоначально намечалось, что приватизация будет осуществляться с соблюдением следующих принципов: постепенность, добровольность, многообразие форм. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации будет предоставляться трудовым коллективам. Основным критерием проведения приватизации была избрана экономическая эффективность. На практике приватизация была проведена по темпам, масштабам и срокам самым радикальным способом.

Она была осуществлена в два этапа:

1-й этап – ваучерный, обмен ваучеров на акции;

2-й этап – денежный, скупка акций за деньги.

На первом этапе за 22 месяца каждому жителю страны был выдан приватизационный чек – ваучер. С помощью этих чеков происходила бесплатная передача гражданам государственных предприятий, имущества, акций и долей в акционерных обществах. За 1993 г. из государственного сектора было передано 42,9 тыс. предприятий. Из них путем продажи – 29,4 тыс. предприятий и акционирования – 13,5 тыс. Всего по официальным данным до 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35 %.

На втором этапе с 1 июля 1994 г. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. В этой связи продажа предприятий или акций происходила на аукционах и разного рода конкурсах, а также путем выкупа арендованного имущества и другими способами. Главное назначение денежного этапа – создание новых эффективных собственников. Цель приватизации ни на первом (ваучерном), ни на втором (денежном) этапах не была достигнута.

Последствия первого этапа. В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и легитимности приватизации, но и к новой системе прав собственности в целом.

Последствия второго этапа. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов. Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков.

При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В результате произошел резкий спад развития народного хозяйства по всем социально-экономическим показателям.

Источник: http://studopedia.ru/2_21201_privatizatsiya-etapi-i-posledstviya-privatizatsii-v-rossii.html

Процедура приватизации имущества: основные этапы, документы и сроки

Приватизация социально-бытовых объектов позволяет государственные квартиры переводить в частную собственность. Человек может лишь раз в жизни в ней поучаствовать, оформив на себя жилище. Люди приватизируют дома для того, чтобы получить возможность их продавать или завещать по наследству. Сама процедура проходит в несколько этапов, и под конец человек получает свидетельство о праве на собственность. Чтобы всё прошло гладко, рекомендуется ознакомиться с основными правилами, самим процессом и важными нюансами. Тогда этапы приватизации не вызовут проблем.

Основное понятие

Приватизация – это перевод государственных социально-бытовых объектов в частную собственность. Бесплатная процедура существует с 90-х годов прошлого столетия и актуальна по сей день. В ней каждый совершеннолетний человек может поучаствовать лишь однажды. Если есть необходимость оформить несколько квартир, то их можно записать на разных членов семьи. В процедуре может поучаствовать даже несовершеннолетний, однако свои права он получит только в 18 лет.

Чтобы приватизация прошла успешно, необходимо, чтобы все прописанные в социально-бытовом объекте люди не были против. Они должны дать письменное согласие на проведение процедуры, либо же написать отказ в пользу других родственников. Без этого процесс не сдвинется с места. К слову, согласие нужно спрашивать и у детей, которым уже исполнилось 14 лет, а также у людей, которые прописаны, но временно отсутствуют (например, служат в армии). Если хоть кто-то не согласится, то приватизацию не удастся провести.

Приватизацию могут посчитать недействительной, если она прошла незаконно. Сейчас достаточно часто встречаются мошенники, которые на себя делают оформление социально-бытовых объектов. Причём некоторые из них не являются владельцами или же обходят определённые правила. Например, не спрашивают согласие у всех родственников. Если будут основания признать процедуру недействительной, то можно будет обратиться в суд. Там уже вынесут решение, от которого можно будет дальше отталкиваться.

Через сколько выдадут свидетельство?

Люди часто беспокоятся о том, что приватизация социально-бытовых объектов проходит не слишком быстро. Некоторым хотелось бы сделать всё за несколько недель. Однако процесс более длительный, так как проходит в несколько этапов. Минимальный срок, за который могут всё сделать, составляет два месяца. Однако мало кому везёт, и чаще всего процесс затягивается. Длительность зависит от разных моментов, например, от того, насколько быстро человек соберёт нужные документы.

Процесс часто затягивается, если не удаётся получить согласие одного из жильцов. Также могут возникнуть и другие проблемы, которые потребуют судебного разбирательства. В этом случае может уйти от 3 до 9 месяцев на приватизацию социально-бытовых объектов.

Стоит запастись терпением и подготовиться ко всем этапам. Самое главное, всё сделать правильно, чтобы в приватизации не отказали. Тогда удастся получить свидетельство о праве собственности, как только все необходимые действия будут выполнены.

Основные этапы

Достаточно часто люди, которые никогда не сталкивались с регистрацией социально-бытовых объектов, интересуются тем, как проходит данная процедура. Многие думают, что она слишком сложная, и поэтому даже откладывают её на потом. Другие переживают, что на неё может уйти много денег, даже несмотря на то, что она считается относительно бесплатной. Приватизация и правда не самая лёгкая процедура, однако успешно её пройти вполне реально.

Первый этап – обращение в БТИ (Бюро Технической Инвентаризации). Именно в него необходимо подать заявку для того, чтобы работник провёл обследование квартиры. Услуга платная, а стоимость зависит от того, насколько срочно нужно явиться сотруднику бюро. Срок проведения обследования может длиться от 1 дня до 30 дней.

Если человек провёл перепланировку внутри помещения, то это потребуется согласовывать. Возможно, её придётся ликвидировать, чтоб не возникло лишних трудностей. К подобному не всегда придираются, однако всё равно проблема может возникнуть.

На первом этапе также надо заказать выписку из домовой книги и копию лицевого счёта. Всё эти документы потребуются для приватизации, и без них не удастся её провести. К слову, действовать они будут ровно 30 дней с момента выдачи. А изготавливать их будут примерно две недели.

Второй этап – запись в жилищный отдел. Туда надо обращаться, как только все документы будут на руках. Записываться нужно в администрацию по месту проживания. Все адреса, телефоны и время работы можно узнать в интернете. Далее следует посетить жилищный отдел, чтобы написать там заявление и оформить договор для приватизации.

Очень важно, чтобы при проведении данной процедуры присутствовали все люди, которые проживают в квартире. Также с собой нужно обязательно взять договор социального найма, ордер или выписку, технический паспорт. Если всё будет сделано верно, то специалисты назначат срок выдачи договора.

Третий этап – это получение договора. Прийти нужно в назначенный день, опаздывать нельзя. После этого надо будет отправиться в Управление Федеральной Регистрационной Службы для того, чтобы взять свидетельство о государственной регистрации права. Уже после этого человек будет считаться законным владельцем.

Четвёртый (последний) этап – посещение БТИ. В этот раз нужно поставить свою уже приватизированную квартиру на учёт. Это обязательно абсолютно для каждого человека.

По такой схеме проходит приватизация социально-бытовых объектов в обычном порядке. Если же по какой-либо причине процедура осложнится, тогда могут появиться и другие этапы, например, посещение суда. Но это уже отдельные случаи, когда у человека возникают проблемы.

Список документов

Для проведения приватизации существует список необходимых документов, которые обязательно нужно предоставить. Если хотя бы одного не будет, то процесс осложнится, или же квартиру вовсе нельзя будет перевести в частную собственность. О сборе официальных бумаг человек должен заранее позаботиться. Тогда не придётся потом на это тратить время.

  1. Заполненное заявление на приватизацию в определённом бланке.
  2. Кадастровый паспорт.
  3. Паспорта всех людей, которые проживают в квартире. Для детей потребуются свидетельства о рождении.
  4. Ордер на жилое помещение и договор социального найма. Взять можно в БТИ по месту проживания.
  5. Справка о дате постройки дома. Тоже можно взять в БТИ.
  6. Выписка из домовой книги, в которой есть информация о людях, зарегистрированных на территории квартиры.

Эти документы должны обязательно быть у каждого человека, так как без них процедуру не проведут. Все они должны быть действительными и подлинными. В ином случае заявление не примут, и у человека не будет возможности пройти приватизацию. Очень важно следить за актуальностью справок, так как они имеют ограниченное действие. Их следует брать тогда, когда до самого процесса осталось немного времени, иначе придётся потом обращаться за ними второй раз.

К слову, потребовать могут дополнительные официальные бумаги. Это зависит от ситуации, и они нужны не всем людям. Однако стоит предусмотреть такой вариант.

Список дополнительных документов:

  1. Отказы людей, прописанных в квартире. Должны быть заверены нотариусом.
  2. Справка из регистрационного органа, подтверждающая, что человек не участвовал раньше в приватизации.
  3. Справка, которая подтвердит адрес приватизируемой квартиры. Она часто требуется, если название улицы или номер дома, которые были указаны в ордере, изменились.
  4. Выписка из домовой книги, доказывающая регистрацию ребёнка по другому адресу, который был выписан из этой квартиры.
  5. Решение суда, заверенное и вступившее в силу.

При сборе документов важно смотреть на то, чтобы все сведения были правильно написаны. Также обязательно нужно убедиться, что на официальных бумагах стоят подписи, числа и печати. Помимо этого, важно, чтобы в документах не было исправлений, зачёркиваний и каких-либо ошибок. Иначе их не примут и к процедуре не допустят.

Могут ли отказать?

Люди, проходящие приватизацию, часто переживают о том, что им могут отказать. Подобное действительно возможно, но только при наличии причин. Просто так, без веских оснований, никто не может дать отрицательный ответ. Поэтому полезно будет ознакомиться с возможными причинами, чтобы убедиться в их отсутствии.

В первую очередь нужно помнить о том, что квартиры в общежитии не приватизируют. Также к процедуре не допускаются помещения в аварийном состоянии. Но не стоит путать их с квартирами, в которых требуется капитальный ремонт. Если дом готовится под снос, то тут тоже нет шансов его приватизировать.

Также процедуру не проведут, если человек не подал все необходимые документы или же среди них оказались фальшивые. В этом случае придётся либо дополнить список, либо заменить некоторые бумаги на настоящие. К слову, любые попытки обмана сразу же раскрываются, поэтому нет смысла даже и пытаться.

Достаточно часто отказывают в приватизации, если выясняется, если кто-то из прописанных родственников не дал своё согласие. Этот факт, как правило, не удаётся утаить. Также процедуру не проводят в том случае, если менее полугода назад из квартиры выписали несовершеннолетнего. Это всегда служит причиной для отказа.

В любом случае, если пришёл отрицательный ответ, можно попробовать оспорить его в суде. Конечно, для этого придётся привести веские основания, а также некоторые вещи подкрепить документально. Ещё не помешает нанять опытного юриста, который будет грамотно вести дело. Тогда будет шанс, что по решению суда всё-таки разрешат жилплощадь приватизировать. В этом случае можно будет сразу заняться оформлением, а затем получить свидетельство, подтверждающее права на собственность.

Источник: http://prosobstvennost.ru/privatizaciya/drugoe/etapy.html

Этапы приватизации в России

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Глава 1. Понятие приватизации

Глава 2. Этапы приватизации

Глава 3. Цели приватизации

РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Глава 1. Этап внешнеэкономического закрепления новых прав собственности

Глава 2. Этап денежной (пост-чековой) приватизации

Глава 3. Конечный этап приватизации

Сейчас, во времена построения демократического общества, мы привыкли уже к деловым отношениям, к частной собственности, к частичной или полной свободы действий на коммерческом поле. Привыкли мы и к слову “приватизация”, и принято думать, что приватизация- это детище правительства и, в частности, Ельцина, которое увидело свет в 90х годах.

Но это мнение ошибочно. Проблема изменения экономической системы назревало еще в конце 60х годов. Но все попытки реформировать систему были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений надо было реформировать полностью весь бюрократический аппарат. А этого не мог (или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор, пока к власти не пришел в 1985 году М. С. Горбачев. Это был энергичный реформатор, но именно его необдуманность решений привела к провалу перестройки.

Первое, положившее начало приватизации, событие произошло в 1989 году, когда Съездом КПСС был утвержден закон “О приватизации и денационализации государственной собственности” . Но, опять таки, из-за огромного бюрократического аппарата ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий. Но в 1991, благодаря известным событиям, все резко переменилось. Россия встала на демократический путь, путь реформ и превосходства человеческих прав. А всякое демократическое государство основывается на превалировании частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности, и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

Глава 1. Понятие приватизации.

У приватизации существует два хорошо известных определения: 1) Приватизация — процесс продажи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. Синонимом этого определения в некотором смысле является разгосударствление или денационализация. Однако это определение используется в большинстве своем для стран Запада и не берется за основу российскими реформаторами как метод приватизационной программы. Хотя такой процесс и наблюдался во время первого этапа перестройки в годах. Однако для России, да и для других стран, рассматривающих приватизацию как важнейший элемент системных преобразований, такого определения недостаточно. Второе определение выглядит так: 2) Приватизация — системообразующее явление, для которого характерны два параллельных процесса: с одной стороны — постепенное самоустранение государства от тех функций регулятора отношений собственности, которые не свойственны ему в рамках рыночно- конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс сужения возможностей государства как субъекта имущественных правоотношений; с другой стороны идет процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и структур, без которых невозможна в полной мере реализация системы частной собственности. Причем последний процесс является второстепенным и происходит вслед за самоустранением государства. В качестве примера можно привести множество корпораций, образовавшихся в самом начале приватизации, которые почти ничем не отличались от своих государственных предшественников.

Исходя из второго определения становятся понятны и ключевые этапы приватизационной программы.

Глава 2. Этапы приватизации.

Приватизация делится на три этапа.

1 этап- это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

Глава 3. Цели приватизации.

Общая цель приватизации — обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Из этого вытекает и основной показатель эффективности приватизации: создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства, как в целом, так и на микроуровне.

РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ.

Глава 1. Этап внеэкономического закрепления новых прав собственности.

Если периодгг. можно охарактеризовать как годы внешних изменений без затрагивания основных вопросов экономической системы, тогг. период более систематических преобразований, период заметного сдвига в идеологических подходах к вопросу собственности. Однако годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Годы стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы — годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.

Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной (ваучеры выдавались всем) для остальной части населения. Этот компромисс обусловил многие недостатки российской приватизационной модели, следствием которых стали многие противоречия на стыке первого и второго этапов приватизации: противоречие между формально устраненной диспропорцией разных типов собственности и реально сохранявшемся доминировании государства как регулятора отношений прав собственности ; противоречие между однозначной необходимостью остановки спонтанного процесса приватизации и реальной ролью спонтанной приватизации как подготовительной фазы для реализации приватизационных программ; историческое и логическое противоречия между предпосылками и итогами приватизации в переходной экономике; противоречие в рамках соответствующей политики государства, когда одни и те же органы выступают одновременно как законодатели легальных операций и инициаторами спонтанного процесса с присутствующими нелегальными отношениями противоречие между сохраняющимся хаотическим вмешательством государства в экономику и сферу отношений собственности и растущей потребностью в целенаправленном регулировании экономики государством.

Однако все: и критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, — признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной количественных оценок до сих пор являются причиной дискуссий аналитиков. Бесспорно одно: на решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили, во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин.

Каков же главный итог массовой приватизации в России? Для этого важно знать, что с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур.

В частности, это: корпоративный сектор экономики (28000 акционерных обществ) ; биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг (капитализация в марте 1996г. Составила 12 миллиардов долларов с большим резервом роста) ; социальный слой, который можно назвать слоем собственников (40 миллионов акционеров по итогам массовой приватизации) ; Если говорить об основных нерешенных задачах в рамках массовой приватизации, то это реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций.

Глава 2. Этап пост-чековой (денежной) приватизации.

Если этап первичной приватизации в России в4г повлек за собой быстрое наращивание критической массы то ситуации в приватизации второй половины 1994-начала 1996 годов можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Это объясняется тем, что основной целью приватизации 1995 года было финансирование бюджетного дефицита. А компромисса между инвестиционными капиталовложениями и поступлениями в бюджет не бывает. Первоначально сумма доходов федерального бюджета. Первоначально сумма доходов федерального бюджета от приватизации была определена в размере 8,7 триллионов рублей, но позже с учетом реальных показателей законом от 27 декабря 1995 года была уменьшена до 5 триллионов рублей. Для оценки эффективности работы приватизационной модели на протяжении почти всего 1995 года следует привести такой привести такой пример: в 1995г. В бюджет было собрано 7,3 триллиона рублей от приватизации в России, причем 80% этой цифры было получено за два последних месяца, когда на практике использовался метод залоговых аукционов. Полученный годовой доход в 1,1 триллион рублей от стандартных методов продаж (15% всего дохода) свидетельствует о крайне низкой эффективности массовых аукционов и конкурсов для пополнения бюджета. Для 1995 года было характерно и применение новых методов приватизации. Указ Президента РФ 478 от 11 мая 1995 года содержал поручение правительству разработать процедуру передачи в залог и доверительное управление юридическим лицам акций АО, находящихся в госсобственности. Был использован на практике опыт передачи частным учреждениям в траст пакетов акций, находящихся в федеральном ведении.

Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

Глава 3. Конечный этап приватизации.

Этот этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. С появлением в правительстве молодых реформаторов Немцова и Сысуева в приватизационной программе, как и следовало ожидать, мало что изменилось. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Однако еще рано говорить о итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой.

А. Радыгин Российская приватизационная программа и ее результаты

Газета “Экономика и Жизнь”

База данных Госкомимущества РФ

Зырянов И. История России. ХХ век.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

Источник: http://studyport.ru/referaty/ekonomika/1338-etapy-privatizatsii-v-rossii

28. Основные этапы проведения приватизации в России. Система законодательства о приватизации.

Первым нормативным актом в этой области стал закон «О приватизации гос. и мун. предприятий в РСФСР», принятый в 1991 г. он определял перечень и компетенцию гос. органов, уполномоченных проводить приватизацию гос. и мун. предприятий, регламентировал порядок и способы ее проведения. Указ Ельцина «Об ускорении приватизации гос. и мун. предприятий» 1992 г. ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода гос. собственности в частную.

Первый этап приватизации (), получивший название ваучерного, или чекового, начался в 1992 г., когда был принят в новой редакции Закон о приватизации, утверждена гос. программа приватизации. Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвести-ционных фондов, или просто продать ваучер. Всего в гг. было приватизировано 112,6 тысяч гос. предприятий, в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта).

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утверждён Указом Президента 1994 г. «Об основных положениях Гос. программы приватизации гос. и мун. предприятий в РФ». На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукци-онов. В 1995 г. Президент подписал Указ «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности».

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. Некоторые эксперты считают началом этого этапа Закон «О приватизации гос. имущества» и об основах приватизации мун. имущества РФ» от 1997 г., действовал до 2002 г.. Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г. На этом этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является ФЗ от «О приватизации гос. и мун. имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. За 10 лет приватизации () российская казна получила от продажи 145 тысяч гос. предприятий 9,7 млрд долларов.

Наши дни. В 2010 г. Правительство РФ утвердило «Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на гг.» В августе 2011 г. правительство РФ обнародовало планы расширения приватизации крупнейших компаний — государство к 2017 г. сохранит в ряде компаний только «золотую акцию». В июне 2012 года Правительство РФ утвердило окончательный план приватизации крупных активов наг.г. и на период до 2016 года.

Источник: http://studfiles.net/preview//page:19/